ЭКСПЕРТНОЕ АГЕНТСТВО «АРГУМЕНТ»

410031, г. Саратов, ул. Челюскинцев 53/59, офис 1

+7(8452)77-80-09

АВТОТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА, ТРАСОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА:

Это вид экспертизы, проводимой в рамках расследования уголовных и административных дел, рассмотрения гражданских дел о дорожно-транспортных происшествиях, с целью установления обстоятельств и механизма ДТП, технического состояния транспортных средств, технического состояния дороги и иных обстоятельств, так или иначе способствовавших возникновению дорожно-транспортного происшествия. 

Автотехническая экспертиза является одной из самых востребованных экспертиз, проводимых по делам, связанных с дорожно-транспортными происшествиями и неисправностями транспортных средств.

Предмет автотехнической экспертизы – фактические данные о дорожно-транспортном происшествии, техническом состоянии транспортного средства и дороги, устанавливаемые на основании специальных познаний в области судебной автотехники.

Автотехническая экспертиза проводится преимущественно в рамках расследования преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, а именно нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, когда такие нарушения повлекли за собой причинение тяжкого вреда здоровью человека или его смерть.

Объектами данного вида экспертизы являются данные, зафиксированные в протоколах осмотра места происшествия, показания свидетелей, потерпевших, подозреваемых, непосредственно само место дорожно-транспортного происшествия, транспортные средства, их узлы и агрегаты, иные сведения (погодные условия в момент дорожно-транспортного происшествия и т.д.).

Задачи автотехнической экспертизы по своей сути носят преимущественно диагностический характер.

Автотехнические экспертизы принято подразделять на виды, в зависимости от задач экспертизы, объектов и методик исследования:

  1. Экспертиза обстоятельств ДТП;
  2. Экспертиза технического состояния ТС;
  3. Автотехническая экспертиза следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия (транспортно-трасологическая диагностика);
  4. Автотехническая экспертиза автотранспортных средств в целях определения восстановительного ремонта и остаточной стоимости ( Автотовароведческая).

Часто при возникновении тех или иных вопросов, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, перед экспертом ставятся вопросы из разных видов автотехнических экспертиз, для предотвращения недопонимания и ошибок в названии экспертиз целесообразнее в определении и постановлении указывать не виды автотехнической экспертизы, а наименование рода «автотехническая экспертиза».

  1. Экспертиза обстоятельств дорожно-транспортного происшествия

Задачей автотехнической экспертизы обстоятельств ДТП является определение скорости движения ТС до столкновения, в момент контакта и в другие моменты времени, расчета допустимой скорости движения на данном участке дороги, времени преодоления указанного участка пути, величины тормозного и остановочного пути, технической возможности предотвратить столкновение (наезд). Экспертиза после ДТП проводится также с целью установления пунктов Правил дорожного движения, которыми должны были руководствоваться водители, и определения соответствия или несоответствия действий водителей требований данных пунктов.

Экспертизу обстоятельств ДТП также называют экспертизой ДТП, механизма ДТП, условий ДТП. Экспертиза ДТП является наиболее востребованной из видов автотехнических экспертиз при установлении судом и следствие вины водителей в произошедшем ДТП. Для однозначного установления судом или следствия виновного лица необходимо поставить на разрешению эксперта корректные вопросы, на которые не только возможно получить ответ экспертным путем, но и решение которых поможет в разрешении дела. При этом важно отметить, что независимая экспертиза ДТП сможет дать интересующие ответы только при предоставлении эксперту всех административных материалов по факту ДТП и наличия исходных данных в постановлении или определении о назначении экспертизы.

Экспертиза обстоятельств дорожно-транспортного происшествия включает в себя:

  • определение скорости движения, тормозного и остановочного пути, остановочного времени, а так же других параметров движения транспортного средства в дорожной ситуации;
  • определение удаления транспортного средства, пешеходов и иных объектов от места дорожно-транспортного происшествия в заданные судом (следствием) моменты времени;
  • определение наличия у водителя технической возможности предотвращения дорожно-транспортного происшествия в заданные судом (следствием) моменты времени;
  • определение взаимного расположения транспортных средств в различные моменты ДТП;
  • определение времени преодоления ТС определенных участков пути;
  • определение момента возникновения опасности для движения, требующего принятия водителем мер по предотвращению ДТП (наезда на препятствие, столкновения ТС и т.д.), в случае, когда необходимы специальные познания в проведении соответствующих расчетов, моделирования или эксперимента;
  • определение взаимного расположения ТС и препятствия в момент, когда водитель еще имел техническую возможность предотвратить происшествие;
  • определение того, как следовало действовать водителю (водителям) в сложившейся дорожно-транспортной ситуации для обеспечения безопасности дорожного движения;
  • определение того, какие действия водителя, начиная с момента возникновения опасности для движения, могли предотвратить дорожно-транспортное происшествие, и какими требованиями Правил дорожного движения эти действия регламентированы;
  • определение соответствия действий водителя (водителей) требованиям Правил дорожного движения и иным нормативным документам, регламентирующим обеспечение безопасности дорожного движения;
  • определение технической возможности у водителя в момент, указанный лицом, назначившим экспертизу, произвести действия, регламентированные Правилами дорожного движения для предотвращения дорожно-транспортного происшествия;
  • определение технической возможности у водителя предотвратить дорожно-транспортное происшествие путем снижения скорости (торможения) или путем маневра, в определенный лицом, назначившим экспертизу момент (то есть, когда водитель имел объективную возможность предвидеть возникновение опасности для движения или препятствия);
  • определение наличия причинной связи между действиями водителя по управлению транспортным средством и последствиями технического характера (наезд, столкновение, опрокидывание и т.п.) на основании использования технических данных и учета объективных закономерностей;
  • определение технической возможности предотвращения дорожно-транспортного происшествия не только по исходным данным, указанным лицом, назначившим экспертизу, но и полученным экспертом расчетным путем (в том числе и по нескольким вариантам обстановки происшествия), вытекающим из представленных материалов. На возможную противоречивость вариантов эксперт в обязательном порядке указывает в своем заключении;
  • определение причин и условий, связанных с организацией дорожного движения, способствующих возникновению аварийных дорожных ситуаций или дорожно-транспортных происшествий.
  1. Экспертиза технического состояния транспортного средства

Задачей экспертизы технического состояния ТС является определение наличия или отсутствия неисправностей ТС, причины их возникновения, способа и трудоемкости их устранения, являются ли данные неисправности заводскими, эксплуатационными, возникли ли они в результате ремонта.

Основные вопросы, которые решает Экспертиза технического состояния транспортного средства

— определение технического состояния транспортных средств, их отдельных деталей, узлов, агрегатов или систем;

— определение причин и времени возникновения неисправностей, возможностей своевременного выявления их лицами, ответственными за техническое состояние транспортного средства (средств), влияния этих неисправностей на возникновение и развитие дорожно-транспортного происшествия;

— определение наличия технической причинной связи между неисправностью и дорожно-транспортным происшествием, а так же наличие обстоятельств, способствующих возникновению неисправности;

— определение технической возможности предотвращения дорожно-транспортного происшествия (наезда, столкновения или т.п.) при определенном техническом состоянии транспортного средства, его отдельных деталей, узлов, агрегатов или систем, в момент дорожно-транспортного происшествия;

— определение обстоятельств, связанных с техническим состоянием транспортного средства, которые способствовали (или могли способствовать) возникновению дорожно-транспортного происшествия.

  1. Автотехническая экспертиза следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия (транспортно-трасологическая диагностика).

Данный вид автотехнической экспертизы занимается исследованием следов на транспортных средствах и месте ДТП в целях определения взаимного расположения ТС в момент столкновения, направления их движения, места и механизма столкновения (наезда), траекторий движения ТС до и после столкновения, какими частями ТС могли быть оставлены повреждения на другом ТС, а также все ли повреждения на транспортном средстве были получены в результате данного ДТП. Данный вид автотехнической экспертизы также ошибочно именуют трасологической, трассологической, автотрасологической и авто-трасологической экспертизой. Транспортно-трасологическая диагностика и экспертиза обстоятельств ДТП наиболее часто назначаются в комплексе, т. к. порой ответ на вопросы одной невозможен без проведения исследования другого вида автоэкспертизы.

Основные вопросы на которые отвечает автотехническая экспертиза следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия (транспортно-трасологическая диагностика):

— определение механизма дорожно-транспортного происшествия;

— определение механизма взаимодействия транспортного средства при столкновении с другим транспортным средством или при наезде транспортного средства на пешехода;

— определение механизма наезда на пешехода (пешеходов), животных или неподвижные препятствия;

— определение угла взаимного расположения транспортных средств и направления их движения перед столкновением или направления движения транспортного средства при наезде на пешехода;

— определение расположения транспортного средства (транспортных средств) относительно границ проезжей части дороги;

— определение расположения места столкновения транспортных средств или места наезда на пешехода;

— определение подвижного или неподвижного состояния транспортного средства (транспортных средств) при столкновении или в момент первичного контакта с пешеходом;

— определение части транспортного средства, которой были нанесены повреждения потерпевшему пешеходу;

— исходя из характера повреждений транспортного средства, определение нахождения пассажира (или водителя) в салоне (кабине) транспортного средства в момент столкновения;

— определение частей транспортных средств контактировавших между собой в момент их первичного контакта при столкновении;

— определение причин и времени возникновения повреждений автошин транспортных средств, гибких тормозных магистралей (шлангов) и резьбовых соединений транспортных средств;

— установление факта возникновения неисправности деталей транспортного средства после дорожно-транспортного происшествия;

— определение взаимного расположения пешехода частей транспортного средства в момент дорожно-транспортного происшествия;

— оценка особенностей функционального состояния пострадавших людей, по отношению ко времени их взаимодействия с частями транспортного средства;

— определение признаков, характеризующих действия водителей.

  1. Автотехническая экспертиза автотранспортных средств в целях определения восстановительного ремонта и остаточной стоимости (Автотовароведческая).

Оценка транспортных средств является самым распространенным видом не только автотехнических экспертиз, но и экспертиз вообще. Основной целью проведения данной экспертизы является исследование повреждений, причиненных автомобилю после ДТП с целью дальнейшего возмещения ущерба или продажи.

Автотовароведческая занимается определением рыночной стоимости, стоимости восстановительного ремонта, годных остатков, утраты товарной стоимости транспортного средства.

Данный вид автотехнических экспертиз также называют оценочной, автоэкспертизой, автооценкой, экспертизой ущерба и экспертизой автомобиля.

В процессе проведения экспертизы разрешаются следующие вопросы:

— определение стоимости автомототранспортного средства с учетом его технического состояния, износа, комплектности, наличия дефектов и т.д;

— определение затрат на восстановление автомототранспортных средств: определение стоимости восстановительного ремонта (как с учетом, так и без учета износа заменяемых деталей), определение ущерба, причиненного владельцу транспортного средства в результате его повреждения (в том числе, в рамках страховых отношений ОСАГО и КАСКО);

— определение стоимости годных к дальнейшему применению (реализации) остатков автомототранспортных средств (в том числе, в рамках страховых отношений ОСАГО и КАСКО);

— определение величины утраты товарной стоимости автомототранспортных средств, образующейся в результате их повреждения дальнейших ремонтных воздействий (в том числе, в рамках страховых отношений ОСАГО и КАСКО).

Трасологическая экспертиза относится к старейшему классу традиционных судебных криминалистических экспертиз. Трасология – наука о следах, изучающая закономерности возникновения следов, разрабатывающая методы по их обнаружению, фиксации, хранению и исследованию. Назначается данная экспертиза в целях установления объекта по обнаруженным следам и определения условий и механизма образования таких следов.

Различают следующие виды судебных трасологических экспертиз:

Гомеоскопическая экспертиза – занимается исследованием следов человека, к ней относится экспертиза следов губ, зубов, рук, ног, обуви и одежды человека. Экспертизу следов папиллярных узоров пальцев рук человека называют дактилоскопией.

Механоскопическая экспертиза – исследует следы орудий и механизмов. К объектам ее исследования относятся замки, запирающие и предохранительные устройства, различные орудия (топор, клещи, нож, лом).

Экспертиза следов животных – изучает следы зубов, когтей, лап, подков животных.

Экспертиза следов транспортных средств – исследует следов автомототранспорта, железнодорожного и даже водного транспорта. Трасологическая экспертиза следов транспорта решает целый комплекс задач, связанных с установлением марки и модели транспортного средства, оставившего обнаруженный след, частей ТС, которыми были нанесены следы, направления, характера движения исследуемого транспортного средства, неисправностей автомобиля по его следам.

Судебно-трасологическая экспертиза проводится в большей степени для решения идентификационных задач по установлению объекта, оставившего обнаруженный след. Диагностические задачи также решаются трасологической экспертизой, к ним относится установление механизма воздействия, последовательности образования следов, состояния исследуемых объектов и его свойств. Проведение трасологической экспертизы с целью решения идентификационных задач сопровождается сравнением представленных следов с объектом, которым предположительно данные следы быть оставлены. Поэтому для такого исследования должен быть предоставлен объект и должным образом зафиксированные следы.

К отдельной задаче трасологических экспертиз можно отнести установление целого объекта по частям. Например, по обнаруженным фрагментам стекла необходимо определить, представляли ли данные фрагменты единое целое, или в данных осколках находится фрагмент стекла от другого объекта, возможно занесенного на место преступления.

Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:

  • Каков механизм образования данного следа?
  • Какова последовательность образования представленных следов?
  • Оставлены ли эти следы одним объектом или разными?
  • Каким орудием был оставлен данный след?
  • Каково взаимное расположение объектов в момент нанесения данного следа?
  • Каков размер обуви, оставившей данный след?
  • Какие особенности походки человека, ставившего след?
  • Какими зубами оставлены данные следы?
  • Имеются ли на данном замке признаки взлома?
  • Пригоден ли данный замок для отпирания и запирания?
  • В каком направлении двигался автомобиль, которым был оставлен данный след?
  • Автомобилем какой марки и модели мог быть оставлен данный след?
  • Передними или задними колесами автомобиля оставлены данные следы?
  • Легковым или грузовым автомобилем были оставлены данные следы?

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ
ЭКСПЕРТНОЕ АГЕНТСТВО «АРГУМЕНТ»
ИНН6450103511/КПП645001001 ОГРН1186451020690
410031, г. Саратов, ул. Челюскинцев, д.53/59, оф. 1
Тел.: 8 (8452) 778-009, 89272778009
sea778009@Gmail.com сайт:www.sarexpertiza.ru

Заказать экспертизу прямо сейчас

Контактная форма временно не работает. Обращатся по телефону указанному в контактах




Закрыть меню